пятница, 24 января 2014 г.

Вопрос 1. Философский романтизм в Германии: основные идеи и представители.





Немецкий романтизм стал немецкой реакцией на разочарование философскими идеями эпохи Просвещения, в связи с революционными событиями во Франции. Однако предшественниками романтической иенской и гейдельбергской школ стало, появившееся еще раньше неформальное движение «Бури и Натиск» (период в истории немецкой литературы (1767—1785), связанный с отказом от культа разума, свойственного классицизму, в пользу предельной эмоциональности и описания крайних проявлений индивидуализма. Участники – Вагнер, Гете, Шиллер и др.)
Первый этап в развитии немецкого романтизма представлен так называемым йенским кружком (Август Вильгельм Шлегель, Фридрих Шлегель, Новалис (псевдоним Фридриха фон Гарденберга), Людвиг Тик).
Иенская школа. Центр романтического направления в Германии, в малом, но 
славном      (резиденция Шиллера, Фихте, близость Веймара) университетском городке 
Иене, в деятельности «небольшого по количеству членов кружка литераторов и 
мыслителей, которые группируются  вокруг  братьев Шлегель», охватывающей промежуток времени около четырех лет (1798—1802 гг.) классический период» 
не только Иенского, но и всего романтизма. 
Теоретиками нового направления были братья Шлегели, установившие его имя, 
наметившие главные линии романтической теории и критики.
Шлегель Фридрих (1772-1829) - немецкий философ, писатель, языковед, один из наиболее ярких теоретиков романтизма. Ш. вместе с братом А.В. Шлегелем основал йенский кружок немецких романтиков и выпускал наиболее известный романтический журнал "Атенеум". Неудовлетворенность наличным состоянием культуры, ситуацией раскола между человеком и миром, прошедшим через само человеческое сознание и все его продукты, поиски абсолюта и "томление по бесконечному" предопределили не только содержательное наполнение его работ, но и их форму. Принципиальная незавершенность, фрагментарность его произведений отражают не только индивидуальные особенности стиля, но и печать романтического движения в целом, его попыток найти новые средства выражения, соответствующие романтическим представлениям о принципиальной незавершимости всякого творчества.
Первый период творчества: Современное общество, по мнению Ш., может спасти "эстетическая революция", очищающее воздействие которой должно вернуть человечество к "объективной красоте" и изначальному единству. Первый шаг к эстетической революции - создание соответствующей эстетической теории, за которое он и берется. В этом контексте он разрабатывает понятия "поэзия", "классическое", "романтическое" и др. Второй период жизнедеятельности Ш. связан с переездом в Йену (1796) и возникновением йенского кружка романтиков, и это время его творческие усилия сконцентрированы на формировании идеала, новой универсальной культуры и соответствующей ей целостной личности, в которой "величие индивидуальности" превышает все ее отдельные дарования и произведения. Модель отношений между такой универсальной личностью и миром выстраивается Ш. через разработку понятий "ирония", "рефлексия", "цинизм", "либеральность", "игра", "остроумие". Центральным в этом списке является понятие иронии. Ирония как форма "указания на бесконечность" является у Ш. и онтологическим, и гносеологическим, и творческим принципом. Ирония - не только творческий прием, но и свидетельство незамкнутости, открытости всякой сущности. "Иронична" природа мира, и потому звания ироника достоин лишь тот человек, "...внутри которого возросло и созрело мироздание". Как многие молодые немецкие философы этого времени, Ш. пережил увлечение философией Фихте и разочарование в ней, неудовлетворенность противопоставлением умозрения и жизни и внеисторичностью фихтеанской системы. Развитие собственных философских взгляде Ш. во многое сходно творчеству Шеллинга.
Однако символы для Ш. возможно понимать только через образы.  В силу этого, именно поэзия, а не философия, в противоположность Шеллингу, реализует целостное видение мира. Весь мир есть поэзия, а человеческое поэтическое творчество воспроизводит ее сущность. Наиболее продуктивно поэтическое творчество, осуществляющееся как "сотворчество", ибо человек - это прежде всего высказывающееся, находящееся в ситуации общения Я. "Хаос и эрос - лучшее объяснение романтического".
В центре литературного космоса йенских романтиков находился романтический
гений. Это человек, который обладает иными качествами, по сравнению с просто честными бюргерами. Он иначе воспринимает мир, потому что у него есть иные чувства. Он не отличается от просто хороших людей большей степенью чувствования, как это было в английском романтизме, а он обладает иными качествами чувства, у него есть иные способности постигать этот мир.
Так что известная гордыня и надменность была присуща этому направлению,
главой которого, центральной фигурой Йенского кружка был Новалис.
Зима 1799—1800 года — пора напряженнейшего цветения Иенской романтики — является и началом распада Иенского кружка. Покинувшие один за другим Иену, «рассеявшиеся на проповедь язычникам», первые романтики разбросали по всей
Германии огни с воспламененного ими очага. Центры романтизма создаются в 
Гейдельберге (Брентано), Берлине.  
Второй этап – гейдельбергский романтизм.
Что же касается гейдельбергского романтизма, то гейдельбержцы выдвигают другой тезис, другое понимание центрального героя. Согласно формуле Алексанра фон Гумбольдта, назначение героя романтической литературы второго период - это раствориться в Духе Народном, и герои гейдельбергского романтизма никак не могут быть рассмотрены нами как романтические гении. Ну, скажем, наиболее типичные герои - персонажи сказок братьев Гриммов (Ганс – дурачок). Так что, если йенцы предполагают разделение мира на мир героев-музыкантов и мир героев-честных бюргеров, декларируют, во всяком случае, такое двоемирие, то гейдельбергский период смешивает романтического героя и жизнь народную.
Гейдельбергский кружок формируется подле кампании из трех людей, связанных узами родства и дружбы (Людвиг Ахим фон Арним, его друг Клеменс Брентано и сестра Брентано (она же жена Арнима) Беттина фон Арним).
Каково было главное сочинение Брентано и Арнима? Это сборник народной поэзии "Волшебный рог мальчика", который на две трети был их собственной стилизацией под народные песни, что говорит об увеличивающемся уважение у мыслителей по отношению к иррациональному фольклору. В рамках гейдельбергского романтизма оформилось первое научное направление в изучении фольклора — мифологическая школа, в основе которой лежали мифологические идеи Шеллинга и братьев Шлегелей.
Берлинская школа романтиков. Не имела ни своего журнала, ни теоретических обоснований. Это условное производное. 1810г. – Гофман и другие писатели приезжают в Берлин. Берлинская школа связана с формированием университета в Берлине. Лектор – Фихте. Профессор – Брентано. У Гофмана – изначальная ром.антитеза художника и общества. Ром.герой Г. живет в реальном мире, как не хочет он вырваться в мир сказки и фантастики, всегда остается в окружении реальной исторической действительности. Отсюда – трагическое противоречие между героем и его идеалами, дуализм, от которого страдают герои. Принцип романтической иронии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий