Немецкий
романтизм стал немецкой реакцией на разочарование философскими идеями эпохи
Просвещения, в связи с революционными событиями во Франции. Однако
предшественниками романтической иенской и гейдельбергской школ стало, появившееся еще раньше неформальное
движение «Бури и Натиск» (период
в истории немецкой литературы (1767—1785), связанный с отказом от культа
разума, свойственного классицизму, в пользу предельной эмоциональности и
описания крайних проявлений индивидуализма. Участники – Вагнер, Гете, Шиллер и
др.)
Первый
этап в развитии немецкого романтизма представлен так называемым йенским кружком (Август Вильгельм Шлегель,
Фридрих Шлегель, Новалис (псевдоним Фридриха фон Гарденберга), Людвиг Тик).
Иенская школа. Центр романтического направления в Германии, в малом, но
славном
(резиденция Шиллера, Фихте, близость Веймара) университетском городке
Иене, в деятельности «небольшого по количеству членов кружка литераторов и
мыслителей, которые группируются вокруг
братьев Шлегель», охватывающей
промежуток времени около четырех лет (1798—1802 гг.)
классический период»
не только Иенского, но и всего романтизма.
Теоретиками нового направления были братья Шлегели, установившие его имя,
наметившие главные линии романтической теории и критики.
Шлегель Фридрих (1772-1829) - немецкий
философ, писатель, языковед, один из наиболее ярких теоретиков романтизма. Ш.
вместе с братом А.В. Шлегелем основал йенский кружок немецких романтиков и
выпускал наиболее известный романтический журнал "Атенеум".
Неудовлетворенность наличным состоянием культуры, ситуацией раскола между
человеком и миром, прошедшим через само человеческое сознание и все его
продукты, поиски абсолюта и "томление по бесконечному" предопределили
не только содержательное наполнение его работ, но и их форму. Принципиальная
незавершенность, фрагментарность его произведений отражают не только
индивидуальные особенности стиля, но и печать романтического движения в целом,
его попыток найти новые средства выражения, соответствующие романтическим
представлениям о принципиальной незавершимости всякого творчества.
Первый период творчества: Современное
общество, по мнению Ш., может спасти "эстетическая революция",
очищающее воздействие которой должно вернуть человечество к "объективной
красоте" и изначальному единству. Первый шаг к эстетической революции -
создание соответствующей эстетической теории, за которое он и берется. В этом
контексте он разрабатывает понятия "поэзия",
"классическое", "романтическое" и др. Второй период жизнедеятельности Ш. связан с переездом в Йену (1796)
и возникновением йенского кружка романтиков, и это время его творческие усилия
сконцентрированы на формировании идеала, новой универсальной культуры и
соответствующей ей целостной личности, в которой "величие
индивидуальности" превышает все ее отдельные дарования и произведения.
Модель отношений между такой универсальной личностью и миром выстраивается Ш.
через разработку понятий "ирония", "рефлексия",
"цинизм", "либеральность", "игра",
"остроумие". Центральным в этом списке является понятие иронии.
Ирония как форма "указания на бесконечность" является у Ш. и
онтологическим, и гносеологическим, и творческим принципом. Ирония - не только
творческий прием, но и свидетельство незамкнутости, открытости всякой сущности.
"Иронична" природа мира, и потому звания ироника достоин лишь тот
человек, "...внутри которого возросло и созрело мироздание". Как
многие молодые немецкие философы этого времени, Ш. пережил увлечение философией
Фихте и разочарование в ней, неудовлетворенность противопоставлением умозрения
и жизни и внеисторичностью фихтеанской системы. Развитие собственных
философских взгляде Ш. во многое сходно творчеству Шеллинга.
Однако
символы для Ш. возможно понимать только через образы. В силу этого, именно поэзия, а не философия,
в противоположность Шеллингу, реализует целостное видение мира. Весь мир есть
поэзия, а человеческое поэтическое творчество воспроизводит ее сущность.
Наиболее продуктивно поэтическое творчество, осуществляющееся как
"сотворчество", ибо человек - это прежде всего высказывающееся,
находящееся в ситуации общения Я. "Хаос
и эрос - лучшее объяснение романтического".
В
центре литературного космоса йенских романтиков находился романтический
гений.
Это человек, который обладает иными качествами, по сравнению с просто честными
бюргерами. Он иначе воспринимает мир, потому что у него есть иные чувства. Он
не отличается от просто хороших людей большей степенью чувствования, как это
было в английском романтизме, а он обладает иными качествами чувства, у него
есть иные способности постигать этот мир.
Так
что известная гордыня и надменность была присуща этому направлению,
главой
которого, центральной фигурой Йенского кружка был Новалис.
Зима 1799—1800 года — пора напряженнейшего цветения Иенской романтики — является и началом распада Иенского кружка. Покинувшие один за другим Иену,
«рассеявшиеся на проповедь язычникам», первые романтики разбросали по всей
Германии огни с воспламененного ими очага. Центры романтизма создаются в
Германии огни с воспламененного ими очага. Центры романтизма создаются в
Гейдельберге
(Брентано), Берлине.
Второй
этап – гейдельбергский романтизм.
Что
же касается гейдельбергского романтизма, то гейдельбержцы выдвигают другой
тезис, другое понимание центрального героя. Согласно формуле Алексанра фон
Гумбольдта, назначение героя романтической литературы второго период - это
раствориться в Духе Народном, и герои гейдельбергского романтизма никак не
могут быть рассмотрены нами как романтические гении. Ну, скажем, наиболее
типичные герои - персонажи сказок братьев Гриммов (Ганс – дурачок). Так что,
если йенцы предполагают разделение мира на мир героев-музыкантов и мир
героев-честных бюргеров, декларируют, во всяком случае, такое двоемирие, то
гейдельбергский период смешивает романтического героя и жизнь народную.
Гейдельбергский
кружок формируется подле кампании из трех людей, связанных узами родства и
дружбы (Людвиг Ахим фон Арним, его друг Клеменс Брентано и сестра Брентано (она
же жена Арнима) Беттина фон Арним).
Каково
было главное сочинение Брентано и Арнима? Это сборник народной поэзии
"Волшебный рог мальчика", который на две трети был их собственной
стилизацией под народные песни, что говорит об увеличивающемся уважение у
мыслителей по отношению к иррациональному фольклору. В рамках гейдельбергского
романтизма оформилось первое научное направление в изучении фольклора —
мифологическая школа, в основе которой лежали мифологические идеи Шеллинга и
братьев Шлегелей.
Берлинская школа
романтиков. Не имела ни своего журнала, ни
теоретических обоснований. Это условное производное. 1810г. – Гофман и другие
писатели приезжают в Берлин. Берлинская школа связана с формированием
университета в Берлине. Лектор – Фихте. Профессор – Брентано. У Гофмана –
изначальная ром.антитеза художника и общества. Ром.герой Г. живет в реальном
мире, как не хочет он вырваться в мир сказки и фантастики, всегда остается в
окружении реальной исторической действительности. Отсюда – трагическое противоречие
между героем и его идеалами, дуализм, от которого страдают герои. Принцип
романтической иронии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий