пятница, 24 января 2014 г.

Бонус!



Абсолютный идеализм Гегеля.
Основная проблема философии немецкой классики периода Канта и философов романтиков – это проблема оснований философии, то есть на что я могу однозначно опираться (Декарт с идолами поеботы).  Условно Кант является продолжателем дела Декарта, но Кант агностик, то есть заявляет что мир невозможно постичь.
Но Гегель говорил нифига – познание реально. Реальность абсолютна, она есть и я ее постягаю. Учение Гегеля напоминает мистические учения (эманация, пантеизм и прочее). Другим именем Б-га становится абсолютная идея или разум. В основе мироздания лежит абсолютный разум/дух – это не материальная суперидея. Гегель идеалист. У Канта – образ, ноумен вещи находиться в голове, у Гегеля – вне головы. Поэтому ебучий Гегель объективный идеалист. 
Вселенский разум, вне которого ничего нет, мог познавать только сам себя. Как он мог познавать сам себя? Выделив из себя часть (эманировав), наделив его сознанием. Маленьие фрагменты стремятся познать большую половину. Все живые существа – это движение к возможности познавать Разум. Неживая природа – растения – простейшие – рыбы – земноводные – хуины. В конце концов человек – это предел эволюции. Теперь будет только интенсивное развитие человека. Теперь мировой разум переместился в человека. Активность разума начинает двигаться по шести мирам (Др. Египет – Др. Греция – Германия). Уровень проявления духа зависит от уровня свободы. Прусское государство – идеальное государства.


5. Философия как логика в гегелевской системе наук.
Панлогизм – одно из основных направлений деятельности Гегеля: все разумное действительно, все действительное разумное. Три закона логике Гегеля (отрицание отрмицание, количество переходит в качество итд. Проверить!)
Первооснова всего сущего – абсолютная идея (мировой дух, мировой разум), творческое духовное начало, проявляющее себя в природе, истории, сознании. Абсолютная идея имеет своей конечной целью познание самое себя и тем самым восстановление своей целостности, нарушенной развитием. Цель существования человека – познание абсолютной идеи.
Гегель деперсонифицировал мышление , сознание, творчество, «освободил» его от реального носителя – человеческого рода. Мышление людей он не отрицает, но признает за ним лишь ретроспективную возможность – узнать и познать уже содеянное. Тождество бытия и мышления служит обоснованием единства законов внешнего мира и мышления (против агностицизма Канта).
Соответственно формам бытия абсолютной идеи диалектическая система состоит из трех частей:
1. Логика. Занимает центральное место и по своему содержанию, т.к. в ней субъектом и объектом выступает одно и тоже начало – мышление, – и по форме, т.к. в ней абсолютная идея пребывает в своей родной стихии – в сфере логического, которое совпадает с истинным.
Логика, которая учит человек мыслить, - лишь «субъективная» логика (учение о понятии). Ей(и в этом новизна Гегеля) предшествует «объективная логика» (учение о бытии и учение о сущности). Это не логика человеческой мысли, а логика не зависящей от человека действительности, логика «доприродного» состояния Абсолютной идеи.
Абсолютная идея Гегеля и Бог христианской религии, понятия близкие, однако если Бог всегда равен самому себе, то а.и. находится в состоянии непрерывного развития.
Принципами логики выступает метод восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического. Высшим началом логики и мышления служит положение о тождестве бытия и разума (все действительное разумно, все разумное действительно).
2. Философия природы. Смысл и значениеприродного мира в том, что он опосредует собою дух божественный и дух человеческий. Природу рассматривал не саму по себе, а как ступень становления, проявления и формирования разума, как орудие возникающего сознания. Философия природы содержит 3 раздела: механика, физика, органическая физика.
3. Философия духа. 3 раздела: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. На данной ступени своего проявления абсолютная идея выступает в формах сознания, разума и деятельности человека. Ф.д. охватывает все проявления социального и духовного мира: индивид. и обществ. сознание, всемирную историю и государство.
Три закона диалектики.

1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры).

На бытовом уровне этот закон хорошо иллюстрируется на примере человека, вся жизнь которого состоит из борьбы противоположностей. В каждом человеке сочетаются хорошие и плохие качества. В одной ситуации человек будет вести себя как «человек», в другой нет; сегодня он один, завтра - другой; окружающая среда постоянно меняет человека, но и он постоянно ее меняет

2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали.

Один человек, например, подчиняется одним законам, а вот толпа существует по несколько иным законам. Момент перехода из одного качественного состояния в другой называется скачок. Он может быть эволюционным или революционным.

3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество - различие - противоположность. Противоположности взаимодействуют, то есть борются.

Смысл этого закона можно легко понять на следующем примере. Маркс (создатель современной материалистической диалектики), отрицал идеалистическую диалектику Гегеля. Но диалектика Маркса вряд ли бы появилась без диалектики Гегеля.
Для Гегеля философия – логика, логика – философия.

20. Проблема выбора в экзистенциальном проекте Ж.П. Сартра.
Экзистенциализм – это гуманизм. По Сартру человек всегда совершает выбор, но выбор не изолирован и имеет всегда общечеловеческое, космическое значение. Жизнь как проект. Выбор не должен зависеть от Б-га.

Зиммель об антиномии жизни и индивидуальности.
Ввел понятие маргинал.
19. Аналитика Dasein в онтологии М. Хайдеггера.
Dasein – существование в бытие. Экзистенция – это осмысленное существование и бытие. Бытие – это просто пребывание в мире. Просто существование не наполняет человека смыслом, а значит не дает удовольствия. Дазайн бытийствует как экзистенция.
Шопенгауэр – воля как коллективное бессознательное. Единственное желание существовать. Кок гностик. Все бытие строится на простом желании жить, жить несмотря ни на что. Местечковый буддизм. Окончание удовольствие есть страдание. Впервые занялся неосознанным. Отрыл человеческую неразумность. Разум – это уловка жизни. В музыке это можно понять.
Ницше – Воля к власти -  само понятие жизни нераздельно связанно с властью. Гении и обычные люди, но только гении осознают существование безликой и абсурдно воли. Гений своей художественной деятельности приукрашивать жизни! Гений пытается идеализировать иллюзию, но это все равно всего лишь иллюзия. Нужно уйти из мира. Так говорил Шопенгауер, но Ницше продолжает мы обязаны изменить мир! Ницше универсализирует эти представления Шопенгауэра деля весь мир на два типа культуры – дионисийская (волят) или апполонистическая (упорядочивают) тенденция культуры. Но те культуры где эти две тенденции в балансе – те самые успешные. Как древняя Греция – вначале они погружаются в опьянение (комедия, драма и т.д.). но затем пытаются все упорядочнивать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий