О.
Конту принадлежит заслуга формулирования универсального закона "трех
стадий" развития человеческого духа (касающегося как всего человечества,
так и отдельного человека). В его основу положены морфологические представления
о человеке, проходящем последовательно "три стадии": теологическую
("фиктивный способ мышления"), метафизическую ("абстрактный
способ мышления") и позитивную ("научное мышление, установление
законов явлений"). Подобным образом, на основе закона исторического
прогресса, логично вытекающего из закона "трех стадий", развивалось и
человеческое общество.
Теологическая стадия
Эта
стадия где господствует религиозное мировоззрение, охватывает длительный период
истории человечества: от первобытного общества до 1300 г. иделится на три
периода.
Период
фетишизма. Древние
люди одушевляли предметы и поклонялись им, видя в них божественное проявление
сил. История Древней Греции и Рима - это период политеизма, когда
«фиктивные сущности» наделялись жизнью и принимали облик многочисленных богов,
служивших объяснением всего происходящего. Вера в богов стимулировала развитие
воображения и привела к господству «поэтического мировоззрения», то есть
эстетического взгляда на мир, что обусловило слабое развитие интеллекта и
практической науки. Следствием политеизма были бесконечные войны, рабство и
слияние светской и духовной власти.
С
эпохой монотеизма Конт связывает эпоху становления и упрочения
христианства, обретения им самостоятельности духовной власти, что привело к
благотворному для общества разделению властей – духовной и светской.
Распространение
христианских идей способствовало смягчению морали, ее гуманизации, поскольку
человек приобретал ценность благодаря своим нравственным качествам, а не месту
в сословной иерархии. Тем самым мораль подчинила себе и политику. Поскольку в
целом для теологической эпохи было характерно стремление регулировать
общественные отношения при помощи военной силы, само общество может быть
названо «военным».
Вместе
с тем теологическая эпоха сыграла положительную роль в развитии философии. Так
как позволила связать эмпирические наблюдения с пути «ложными умозрениями», но
все-таки теоретическими, которые легли в основу «руководящих принципов
организации общества» и «дали возможность длительного существования класса мыслителей».
Без появления этого класса, обладавшего «естественным авторитетом», дальнейшее
развитие идей, а значит, и общества было бы невозможно.
Метафизическая стадия
Она
длится, по мнению Конта, с 1300 по 1800 год рассматривается как переходная от
теологической эпохи к позитивной, как кризисная и негативная. Разрушение основ
существовавшего порядка Конт вслед за Сен-Симоном связывает с «негативной», то
есть с критической, деятельностью «метафизиков» и юристов (адвокатов),
«политическим триумфом» которых были Реформация и Французская революция. Однако
революция, хотя и дала права и свободы личности, сопровождалась
распространением «интеллектуального хаоса», философского скептицизма,
аморализма и политической анархии. В этом вина «метафизического духа», игнорировавшего
исторические законы и потому оказавшегося неспособным дать обществу
положительные идеалы, которые могли бы сплотить людей и восстановить социальный
порядок. Тем не менее «адвокатский нигилизм» сыграл положительную роль,
разрушив остатки «военной организации общества» и рассчистив «почву для
победоносного индустриализма». Общественное развитие должно быть эволюционным,
исключающим разрушительные революции. Это возможно путем распространения новых
идей, которые, овладевая умами, становятся ориентирами постепенных социальных
преобразований и перестройки общественных институтов.
Позитивная эпоха
Наступающая
новая эпоха вызвана потребностью в новом мировоззрении, базирующемся на данных
наук, которые обретают все большее значение в социальной жизни. Позитивное
мировоззрение объединяет в себе три «ряда социального развития»,
сформировавшихся в конце средневековья: эстетического, философского и научного
под эгидой индустриального, который будет определять дальнейшее развитие
«остальных рядов». Распространение позитивного мировоззрения способствует
свободе «личной деятельности», развитию в человеке «интеллегентности»,
альтруистических чуств, постепенно одерживающих победу над эгоистическими.
Формирующийся промышленный строй, использующий достижения науки и техники,
обеспечивает гармоническое развитие всех элементов общества. Что ведет к
установлению мира и справедливости, материальному благополучию, утверждению
альтруистических социальных чувств и распространению гуманистических идей.
Такое общество Конт рассматривает как высшее достижение человечества, как его
абсолютную ценность, достойную поклонения и почитания. Исходя из решающей роли
идей, он приходит к выводу о том, что разработанная им «позитивная философия»
есть по сути своей новая религия - «религия человечества», исповедующего любовь
и братство. Служителями нового религиозного культа, священниками
«позитивистской церкви», которая должна объединить все человечество, Конт видел
ученых и художников. Он даже разработал систему обрядов и пытался исполнять их
вместе со своими учениками и последователями.
Согласно
Конту, в новом позитивном обществе будут классы предпринимателей (управляющих)
и рабочих. Внутри этого общества — строгая иерархия. Собственность находится в
руках фабрикантов, земледельцев, банкиров, купцов, для которых она есть долг,
обязанность, а не право. На них ложится «необходимая социальная функция» по
созданию и управлению капиталами, формированию рабочих мест.
Духовно-идеологическими проблемами этого общества занимаются философы-позитивисты
и учёные. Политическая власть принадлежит банкирам, которые пользуются советами
профессионалов. Конт исходил из того, что при такой организации общество будет
самосовершенствоваться и самокорректироваться. Это жёсткая, замкнутая,
саморегулирующаяся система, где каждый элемент выполняет свою функцию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий