пятница, 24 января 2014 г.

Сумерки идолов



Ницше «Сумерки идолов или как философствовать молотом».
Книга начинается с нескольких страниц афоризмов, из которых самые известные: «Помогай себе сам: тогда поможет тебе и каждый», «Что не убивает меня, то делает меня сильнее» и др.

Глава 1. Проблема Сократа.
Ставит тезис, что Сократ был а) целителем общественных пороков Греции, б) мудрейшим человеком своего времени.
Опровергает оба этих постулата. Сократ не умен, потому что ставит вопрос о смысле жизни. «Суждение о ценности жизни, принимаются как симптомы, - сами по себе такие суждения являются глупостями» - пишет Ницше. Философ дает объяснение симптомам глупости Сократа – он декадент, предвестник гибели всей греческой цивилизации.
Он не был и целителем пороков, поскольку сам был порочен. По мнению одного из физиогномистов появившегося в одном из диалогов, Сократа – худший из преступников. Сократ соглашается с таким заявлением, однако говорит, что с помощью разум он сумел избавиться от пороков. Тем самым против тирана пороков, Сократ стаивт худшего тирана – разум. Разум убивает все живое в человеческой жизни, делает ее неполноценной. Так и философия Сократа убила Грецию.

Глава 2. «Разум в философии».
Разум и все философы разума есть мумии, в которых нет ничего живого. Они аисторичны, убивают все что было до себя. Ставя, вслед за Сократом, в центр мироздания Разум последующие философы начинаю вначале бороться с телом, как неразумным придатком, затем отказываться верить в происходящее вокруг себя, считая это все иллюзией. Они выводят высшие понятия – оторванные от жизни и лишенные ее скелеты. «Бытие начинает вымысливаться, подсовываться всюду; из концепции «Я» вытекает впервые, как производное, понятие «бытия»» - пишет Ницше. Потом появляются предположения, что Разум не может быть доказан эмпирически, следовательно, он получен от прошлых жизней. 
Вопреки всей этой философии Ницше ставит четыре новых тезиса:
1) Основания, в силу которых «этот» мир получил название кажущегося, наоборот говорят о его реальности.
2) Признаки, которыми наделили «иной мир вещей» - суть признаки не-бытия.
3) Нет никакого смысла бредить об ином мире.
4) Делить мир на “истинный” и “кажущийся” «лишь утверждать симптом нисходящей жизни».

Глава 3. «Мораль как противоестественность».
Влияние страсти делиться на два этапа: 1) тянет жертву вниз, 2) «одухотворяется».
Предлагает «интеллигентную» борьбу со страстью. Подрывать силу страстей, подрывать силу жизни. Только слабые выбирают метод борьбы со страстью полный разрыва с ней.

“Просмотрите всю историю жрецов и философов, причисляя сюда и художников: самое ядовитое слово против чувства сказано не импотентами, также не аскетами, а невозможными аскетами, такими людьми, которым понадобилось бы быть аскетами…”
Ф. Ницше.
Надо желать иметь врагов, надо желать находиться в чувственности. Всякая естественная мораль должна подчиняться инстинкту жизни. Не естественная мораль против инстинктов, за кастрацию.

Глава 4. Четыре великих заблуждения.
У каждого должна быть своя мораль и своя религия (как диета). Но в основе всегда должно быть движение за силой инстинкта. Если человек отошел от инстинкта жизни, он слабеет, совершает новые ошибки.
“Все хорошее инстинкт – и, следовательно, легко, необходимо, свободно”.
Ф. Ницше.
Четыре заблуждения:
1)      Заблуждение смешивания причины и следствия.
2)      Заблуждение ложной причинности.
3)      Заблуждение воображаемой причинности.
4)      Заблуждение относительно свободной воли.

Глава 5. Исправители человечества.
Нечего исправлять людей лжеморалью! Брали «белокурых бестий» и уродовали.
Перечисляет философов, которые претендовали на изменение человека. Полемизирует с ними.
Для искусства необходимо опьянение, опьянение чем угодно. Тогда можно вторить. Делится на два вида: апполоническоее опьянение – опьянение глаз, способность к видениям. В Дионисийсом состояние – опьянение всего существа. Высшая степень отгадывающего эффекта, высшая степень искусства передачи. Музыка есть выражение общего возбуждения. Архитектура – выражение абсолютной воли!
Анти-Дарвин. Не верит в борьбу за существование. Где борются – там борются за власть, а не за развитие. А если и идет развитие, то оно идет по нисходящей. Сильный и великий всегда гибнет, оставляя место слабому и низкому. Кроме того, кто выбирает силу, отказывается от ума.
Человек есть причина красоты мира.

“Ничего не прекрасно только человек прекрасен. Ничто не безобразно, кроме вырождающегося человека”
Ф. Ницше.
“Для чего у нас есть слова, с тем мы уже и покончили. Во всяком случае есть грань презрения”.
Философ должен презирать все желания – и человека желающего и желательного человека.
Человек нуждается в месте, отсюда анархизм.
Критика морали декадентов. Декаденты говорят «не надо искать своей пользы», это означает, они уже не умеют искать своей пользы. Как только человек становится альтруистом, то есть направляет свою деятельность на благо других, он теряет свои инстинкты. «Вместо того чтобы наивно сказать «я ничего не стою», они говорят «весь мир ничего не стоит»».  Такая философия разрушает  общество.
Больной – паразит общества.
Брак. Брак потерял смысл, в связи с разрешением на свое расторжение. Если брак можно расторгнуть, зачем вообще брак. Брак упраздняется.
Преступник. Сильный человек, которой при неудачных условиях сделался больным. Поскольку он вынужден все время скрывать результаты деятельности своих инстинктов, то его восприятие их приобретет фатальный оттенок. Он тоже становится опасным для общества. Однако он близок к гениям, поскольку они также испытывают периоды оторванности от общества и всеобщего презрения.
“Не боятся самого постыдного может быть также величием души. Женщина, которая любит, жертвует своей честью; познающий, который “любит”, жертвует, быть может, своей человечностью; Б-г, который любит, стал жидом”.
Ф. Ницше.
Прогресс в их смысле. Это деградация и декадентство.
Прогресс в моем смысле. Возвращение к природе, но не уход назад, а движение к природе вперед (к сверхчеловеку – Н.Х.).

Мое честолюбие заключается в том, чтобы сказать в десяти предложениях то, что всякий другой говорит в целой книге,  — чего всякий другой не скажет в целой книге…
Ф. Ницше.

Комментариев нет:

Отправить комментарий