Новалис, настоящее
имя которого Фридрих фон Гарденберг, родился в 1772 г. и скончался в неполные
двадцать девять лет от туберкулеза в 1801 г. Его называют поэтическим голосом
романтизма, чистым и верным. Философия Новалиса, отраженная в «Фрагментах»,
может быть названа «магическим идеализмом». Фихте, как мы увидим, реализму
противопоставит метафизико-гносеологический идеализм. Реалист объектом знания
делает «prius» («то, что прежде»), выводя из него субъект. Для идеалиста
«prius» — это Я, субъект, из него выводится объект. Так и Новалис, вслед за
Фихте, магический реализм древних оккультистов трансформирует в магический
идеализм, с которым связывает бессознательную активность Я, производящего не-Я.
Все происходит из духа, а потому он доминирует в качестве абсолютного
властвующего начала. «Я равно неЯ — высший тезис любой науки».
И в природе, и в Божестве,
и в Я — одна и та же сила: тождественный дух. «Мир — результат взаимодействия Я
и Божественного. Все, что есть, рождается от контакта духов», — читаем мы во
«Фрагментах». Мы соотносимся с частями универсума, с тем, что было и что будет.
Важно лишь направление и настойчивость нашего внимания, предпочтение того, что
для нас важнее. Философия — это магия, но она еще и искусство. Поэзия
улавливает абсолютное, более того: «Поэзия реальна, а реальное поистине
абсолютно — вот суть моей философии», — заключает Новалис.
Понятны теперь и
крайности его позиции: «Все сказка, все сон», — либо должно стать сном. Великий
маг, вероятно, тот, кто умеет очаровываться самим собой так, что и собственные
фокусы кажутся ему внешними автономными феноменами. «Только по причине слабости
наших органов чувств и самоконтакта мы не можем ощутить себя в мире волшебства.
Все сказки — наши сны об отчем доме, который везде и нигде. Высшие потенции,
подобно генам, дремлющим внутри нас, однажды разбудят нашу волю...».
Впрочем, от магического
идеализма он обратился к христианству, радикально пересмотрев значение
католического средневековья (в эссе «Христианство или Европа»), счастливое
единство которого было разрушено Лютером, предтечей оскопленного просвещенческого
интеллектуализма. Новалис высказывает мнение, что Германия способна двигаться
вперед только с помощью средневековой католической церкви и рекомендовал
бросить все силы на возрождение её. Но будучи действительно образованным и
думающим человеком, Новалис понимает, что забрасывать науку и коммерческие
отношения нельзя — без этого Германия никогда не выйдет из состояния
задворок Европы. И тогда он предлагает компромисс между церковью, торговлей и
наукой. Роль организатора общественного прогресса в размышлениях Новалиса была
отведена католической вере. Шеллинг позже разовьет эту идею.
Философия Шеллинга
Натурфилософия.
Философское развитие Шеллинга характеризуется, с одной стороны, четко
выраженными этапами, смена которых означала отказ от одних идей и замещение их
другими. Но, с другой стороны, для его философского творчества свойственно
единство основного замысла — познать абсолютное, безусловное, первое начало
всякого бытия и мышления. Шеллинг критически пересматривает субъективный
идеализм Фихте. Природа не может быть зашифрована лишь формулой не-Я, считает
Шеллинг, но она не есть и единственная субстанция, как это полагает Спиноза.
Природа, по
Шеллингу, представляет собой абсолютное, а не индивидуальное Я. Она есть вечный
разум, абсолютное тождество субъективного и объективного, их качественная
одинаковая духовная сущность [1].
Таким
образом, от деятельностного субъективного идеализма Фихте Шеллинг переходит к
созерцательному объективному идеализму. Центр философских исследований Шеллинг
переносит с общества на природу.
Шеллинг
выдвигает идею тождества идеального и материального:
Материя —
это свободное состояние абсолютного духа, разума. Дух и материю
противопоставлять недопустимо; они тождественны, так как представляют лишь
различные состояния одного и того же абсолютного разума.
Натурфилософия
Шеллинга возникла как ответ на потребность в философском обобщении новых
естественно-научных результатов, которые были получены к концу XVIII в. и
вызывали широкий общественный интерес. Это исследования электрических явлений
итальянским ученым Гальвани в их связи с процессами, протекающими в организмах
(представления о «животном электричестве»), и итальянским ученым Вольта в связи
с химическими процессами; исследования о воздействии магнетизма на живые
организмы; теории формообразования живой природы, ее восхождения от низших форм
к высшим и др.
Шеллинг
предпринял попытку найти единое основание всем этим открытиям: он выдвинул идею
идеальной сущности природы, нематериального характера ее активности.
Ценность
натурфилософии Шеллинга состоит в ее диалектике. Размышляя над связями, которые
открывало естествознание. Шеллинг высказал мысль о сущностном единстве сил,
обусловливающих эти связи, и единстве природы как таковой. К тому же он
приходит к выводу, что сущность всякой вещи характеризуется единством
противоположных деятельных сил. которое назвал «полярностью». В качестве
примера единства противоположностей приводил магнит, положительные и
отрицательные заряды электричества, кислоты и щелочи в химических веществах,
возбуждение и торможение в органических процессах, субъективное и объективное в
сознании. «Полярность» Шеллинг рассматривал как главный источник активности
вещей, ею он характеризовал «подлинную мировую душу» природы [1].
Вся природа
— и живая, и неживая — представляла для философа некий «организм». Он считал,
что мертвая природа является всего лишь «несозревшей разумностью». «Природа
всегда есть жизнь», и даже мертвые тела не мертвы сами по себе. Шеллинг как бы
находится в русле гилозоистской традиции Бруно, Спинозы, Лейбница; он идет к
панпсихизму, т.е. точке зрения, согласно которой вся природа обладает
одушевленностью.
Следствием
появления натурфилософии Шеллинга был подрыв оснований субъективного идеализма
Фихте и поворот классического немецкого идеализма к объективному идеализму и
его диалектике.
Практическая
философия. Главной проблемой практической философии Шеллинг считал проблему
свободы, от решения которой в практической деятельности людей зависит создание
«второй природы», под которой он понимал правовой строй. Шеллинг согласен с
Кантом, что процесс создания правового строя в каждом государстве должен
сопровождаться аналогичными процессами в других государствах и их объединением
в федерацию, прекращением войны и установлением мира. Шеллинг полагал, что достичь
таким образом состояния мира между народами не просто, но к этому надо
стремиться.
Шеллинг
ставит проблему отчуждения в истории. В результате самой рациональной
человеческой деятельности возникают зачастую не просто неожиданные и случайные,
но и нежелательные результаты, ведущие к подавлению свободы. Стремление
реализовать свободу превращается в порабощение. Реальные результаты французской
революции оказались не соответствующими ее высоким идеалам, во имя которых она
начиналась: вместо свободы, равенства и братства пришло насилие,
братоубийственная война, обогащение одних и разорение других. Шеллинг приходит
к выводам: в истории властвует произвол; теория и история полностью
противоположны друг другу: в истории царит слепая необходимость, перед которой индивиды
со своими целями бессильны. Шеллинг близко подходит к открытию природы
исторической закономерности, когда говорит об объективной исторической
необходимости, пробивающей себе дорогу сквозь множество индивидуальных целей и
субъективных устремлений, непосредственно мотивирующих человеческую
деятельность. Но Шеллинг представил эту связь как беспрерывное и постепенное
осуществление «откровения абсолюта». Так Шеллинг насыщал свою философию
тождества бытия и мышления теософским смыслом, обращением к абсолюту, т.е. к
Богу. Приблизительно с 1815 г. вся философская система Шеллинга приобретает
иррационалистический и мистический характер, становится, говоря его же словами,
«философией мифологии и откровениях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий