С.Кьеркегор –
датский религиозный философ, предшественник экзистенциализма. Иррационализм –
учения, настаивающие на ограниченности познавательных возможностей разума,
мышления и признающие основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт и
т.п. Считает действительность хаотичной, лишенной закономерности, слепой воле.
Оживление учения наступило в конце 19 начало 20 вв. Научная форма – логическая,
рациональная. Противовес науке (рациональной) - рациональное течение. Искусство
– господство иррациональности. В философии много течений иррациональности.
Философ пишет о переживаниях в своей душе, мыслях. Кто Я? Как я оказался в этом
мире? Почему у меня не спросили, хочу я жить в этом мире? Что во мне главное?
Ответы не могут быть получены рациональным путем. Человеку ничего не дано в
этом мире кроме существования. «Я есть» – из этого уже можно объяснить все
остальное. Экзистенция – способ бытия человеческой личности. Неповторимость.
Экзистенция - моя подсознательная опора. Построение знания основано на
стремлении удержать свое существование. На стремлении спасения построено
религиозное знание, наука и искусство (остановить свое переживание). Найти
причину, почему я существую, невозможно. Можно ответить только на вопрос Как?
Что несет в себе экзистенция? Признаки. 1. Состояние выбора. Чаще всего человек
не всегда ощущает эту возможность. Человек ощущает выбор, когда решается его
судьба. 2. Законы, правила, методы управляют человеком. Законов бесконечное
множество и человек все равно должен делать выбор сам. Никто не может помочь
человеку, он заключен в рамки индивидуальности. Человек в своем существование
одинок – это атрибут экзистенции. На этих атрибутах Кьеркегор строит свою
теорию. У каждого человека свои истины, свое понимание и переживания. Истина
то, что в одной душе. Все, что для людей вместе – это не истина, а договор.
Знание мое индивидуально, искренняя вера.
Душевность –
мое собственное переживание, Вера, то, что есть во мне (на первом месте).
Разумность – общее для всех, не может быть истинным (интеллект на втором
месте). Слово, изреченное – есть ложь. Настоящая истина только в душе. Законы
написаны для гражданина, а я только одной гранью гражданин, а все остальное во
мне – индивидуальность. Индивидуальное – это правда, а общее – это ложь.
Учение о личном
«Я». Только в единице есть правда. Толпа и правда – несовместимые с друг другом
явления. Все формы культуры, построенные на логике – не правда. Человеческая
жизнь – это путь. Человек идет к цели по этому пути. Путь спасения души.
Необходимо пройти всю гамму событий. Три стадии движения. Что неизбежно
происходит на этом пути? Три разных мировоззрения. Переход с одной стадии на
другую может длиться годами.
Первая стадия:
Эстетическая (восприятие внешнего). Человек этого уровня увлечен, живет
восприятием внешнего мира. Символ: Дон Жуан. Окончание стадии: события
становятся похожими друг на друга, скука перерастает в кризис личности, которое
он называет отчаянием. "Я есть" – спасительное средство выхода из
кризиса. Страх – ключевое понятие. Страх отметает все ненастоящее и позволяет
выбраться из отчаяния, понять истину.
Вторая стадия:
Этическая. Переключение внимания с внешнего мира на внутренний. Человек
исследует и строит свою душу и индивидуальность. Символ: Сократ. Субъективность,
душевность и разумность. Человек понимает, что такое добро и зло и берет
ответственность за выбор. Недостатки: человек забывает о Боге, о вечности,
много доверяя своему разуму. Путь спасения для человека закрыт. Наступает
кризис, отчаяние и страх для перешагивания на другую стадию.
Третья стадия:
Религиозный. Возвышение над человеческой мудростью. Символ: Авраам. Авраам,
услышав голос Божий, приносит в жертву своего сына. Для разума это понять
невозможно. Выбор – жуткое состояние для Авраама. Он сделал выбор и привел сына
на жертвенный камень, но Бог предотвратил жертвоприношение. Авраам сделал выбор
– своя вера или вера за все человечество. Он возвышается над земным и обретает
спасение своей души. Выше Бога ничего нет. На этой ступени человек отказывается
от разума и посвящает себя вере.
Комментариев нет:
Отправить комментарий